вторник, 10 июля 2012 г.

Большая скука

В 70-80-е годы прошлого века в СССР была очень популярна эпопея болгарского писателя Богомила Райнова про болгарского же шпиона Эмиля Боева, этот социалистический Джеймс Бонд скакал по Европе, боролся с врагами Болгарии, империалистическими наймитами, ЦРУ и прочими вредителями. Надо сказать, что делал он это интереснее и интеллигентнее, нежели герой Яна Флеминга, почти никого не убивал, лукавил, соблазнял, гурманствовал и пьянствовал, да еще философствовал по ходу дела в стиле Анри Бергсона. Не самым интересным романом эпопеи, но самыйм ангажированным со стороны эксзистенциальных изысканий стал роман "Большая скука" 1971 года. В нем на 200 страниц текста половина посвящена нетривиальным для шпионского романа разглагольствованиям между ГГ и его идеологическим антагонистом о смысле жизни человека:
– Оставим славу и безвестность… У человека есть близкие, есть друзья, дети…
– У вас нет детей. У меня тоже. И даже если есть, что вам дети, друзья и прочие люди? Они никогда не были частью вас. Они потому и не умирают вместе с вами, эти ваши случайные спутники в какой-то случайный отрезок времени. И потом, их час тоже пробьет, и они своего дождутся. Я хочу сказать, безначалие и бесконечность смерти и на них распространится.
– Прежде чем наступит смерть, существует жизнь…
– Всего лишь как переходная форма смерти. Жизнь природе нужна лишь постольку, поскольку без нее невозможен процесс умирания. Постоянный процесс умирания, процесс гниения – вот что такое жизнь, прежде чем восстановится власть Большой скуки.
Ну как тут не вспомнить Достоевского с его избой и пауками по углам? Тем более, что Райнов и рядом не валялся с монстрами русской классики, отсюда проистекает еще большая аутентичность и абсурдность философствований героев этого романа. Они не просто занимаются интеллектуальной фаллометрией, это вам не Эко с его постмодернистскими разговорами. Боев и агент ЦРУ Сеймур эксплуатируют сюжет Фауста и Мефистофеля, и это в пределах достаточно бесхитростного сюжета о шпионских играх. Не здесь ли хитрость автора, его крайний цинизм и насмешка? Собственно, все наши радости и счастья, основанные на ярких эмоциях или физиологических или психологических - это девиации по отношению к глобальной скуке, которая и есть обычное, дефолтное состояние жизни человека. Скука раскрывается в онтологическом отношении как платоновская идея бытового Блага, венчающая собой пирамиду божественных эйдосов. И в этом отношении можно даже перефразировать   Хайдеггера, сказав, что жизнь - это бытие к скуке. Это реальность, в которой ты идешь за хлебом в 99,9 %, нежели с тобой происходит что-то более интересное.Тем более интересное крайне подвержено экзистенциальной инфляции, в то время как скука неимоверно стабильна. Проникновение в суть скуки, поиск не то, чтобы ее причин, а ее идеи и принципа намного более плодотворное занятие в отличие от бесконечного наполнения бездонной ямы духовной пустоты. Как же должны маяться от скуки гении и таланты, чтобы ради избавления от нее делать нечто гениальное и талантливое? В музыке та же картина. Весь этот секс, наркотики рок-н-ролл существует только как иррациональная схема избавления от тоски, но если посмотреть глубже, это и избавление от жизни, как таковой. Серость и унылость намного более распространены, нежели что-либо другое. Однако распространенный миф гласит, что стоит петь о "вечном" - то есть о романтическом понимании любви, смерти, ненависти и прочих милых затрепанных банальностей. Но все же есть и люди, которые понимают суть творчества по иному.

David Sylvian - Blemish (Japanese Edition) (2003)




Страна: Великобритания
Лейбл: P-Vine Records
Формат: CD
Жанр: experimental
Год: 2003
Качество: 320 кб/с

Треклист:

01. Blemish 
02. The Good Son 
03. The Only Daughter 
04. The Heart Knows Better 
05. She Is Not 
06. Late Night Shopping 
07. How Little We Need To Be Happy 
08. A Fire In The Forest
09. Trauma (bonus track)

Ознакомиться

Давид Сильван музыкант заслуженный, многогранный, "не для всех". Солидный бэк-каталог, репутация серьезного музыканта и прочее. Но на альбоме Blemish это все как-то теряется в самой идее альбома. Blemish переводится как дефект, физический недостаток, этакий недвусмысленный намек на изначальное несовершенство человека, с которым можно сколь угодно долго бороться, но оно все равно является таким же предикатом бытия как рождение и смерть. Скука и есть овеществление этого недостатка совершенства, идеальные существа не могут скучать. А люди могут. Смысловым ядром этого неспешного альбома с моей точки зрения является трек Late Night Shopping. Полночные походы в магазин, что может быть тривиальнее и прагматичнее? О чем здесь петь? Но если разобраться это и есть суть, незначительный процесс, масса которых и составляет пресловутую жизнь, более приземленно можно было написать разве что про то, как человек чистит зубы перед сном и с ним ничего не происходит, рутинная обязанность, о которой даже не думаешь. We can take the car / No one will be watching / We can lose ourselves / Late night shopping.На альбоме есть много другого, такого же замечательного в своей прагматичной романтичности и в этом его главное достоинство, нескучное бытоописание - это крайне сложное искусство.


Matt Elliott - Failing Songs (2006)


Страна: Великобритания
Лейбл: Ici D'Ailleurs
Формат: CD
Жанр: indie folk
Год: 2006
Качество: 320 кб/с

Треклист:

01. Our Weight In Oil 
02. Chains 
03. The Seance 
04. The Failing Song 
05. Broken Bones 
06. Desamparado
07. Lone Gunman Required 
08. Good Pawn 
09. Compassion Fatigue 
10. The Ghost Of Maria Callas 
11. Gone 

Ознакомиться

В виде бристольского многостаночника Мэтта Эллиота мы имеем совсем иной ракурс все той же проблемы. Его фолк-кабаре вызывает стойкую аасоциацию с бродячей труппой цирка, точнее жизнью этой труппы вне арены цирка, где все как у обычных бюргеров, но надо еще и выходить на сцену, веселить публику, ходить по канату, показывать эквилибристику. Прекрасный саундтрек к испанской "Печальной балладе для трубы", если бы в последней не было столько психопатологии. Это как стакан с недопитым вином посреди утреннего бардака после надрывной попойки. Это та же скука, только с той разницей, что ты работаешь ради того, чтобы зрителям было не скучно, но кто будет веселить тебя? Первый трек   по смыслу почти полностью согласуется с пелевинским "культура в России - плесень вокруг нефтяной трубы". Я бы даже добавил, что с точки зрения макроэкономики все население России - это плесень, живущая на нефтяной трубе. Дак при том это песня подданного Соединенного королевства, уровень жизни которого в намного меньшей степени зависит от ископаемых углеродов. Как ведь пробирает некоторых американский прагматизм, еще в конце 19 века возвестивший через Уильяма Джеймса , что "вечность пахнет нефтью (A smell of petroleum prevails throughout)".  Мэтт Эллиот - это английское "пить и плакать", но не от мелких неурядиц, а от осознание неизбывности тоски земной и неминуемой близости Большой тоски


The Legendary Pink Dots - Atomic Roses (1982)



Страна: Великобритания
Лейбл: Illussion Production
Формат: Кассета
Год: 1982
Качество: VBR

Треклист:

A1. Of All The Girls... 
A2. What's Next? 
A3. Playschool 
A4. Sex 
A5. Closet Kings
A6. Spiritus 
B1. Hauptbahnhof 
B2. The Wrong Impedence 
B3. Passing Thought 
B4. Atomic Roses #1 
B5. Ideal Home 
B6. Atomic Roses #2



Про LPD написано и сказано не мало, даже много, однако, есть также и мнение, что Ка-Спелл и все его многочисленные проекты страдают некоторой однообразностью если не самих идей, то их воплощения. Творение Точек крайне узнаваемы и из-за вокала, и из-за принципиальной неиндентифицируемости по жанру, "как бы психоделия", "что-то вроде новой волны", ну и естественно авангард с экперименталом. Тексты Ка-Спелла метафоричны, размыты и подчас  абсурдны, особенно это заметно на не самых хитовых альбомах, коих в огромной дискографии LPD достаточно.  Простор для поиска глубинного смысла, намеков и прорицаний. Конкретно альбом Атомные розы - просто таки образчик бегства от реальности скуки через ее музыкально-семантическую трансформацию в идею скуки вообще, идеи обыденности как универсального принципа, городского акынства, возведенного в идеологию. Какая разница о чем петь? Детские воспоминания, религия, подростковые проблемы, страх перед атомной войной, секс, тэтчеризм - все подходит, табуированные темы представляются как повседневные, рутина как сакральное знание, Золотой век ничем не отличается от Бархатного апокалипсиса, да и вообще, это одно и тоже, сансара суть нирвана, и так далее и тому подобное. Абсурдность жизни в ее обыденности, сюрреализм появляется из сочетаний привычного, рассмотренных под другим углом. Мелкий бес Сологуба намного более опасен пылающего адским пламенем  и воняющего серой Люцифера, потому что этот бес везде, каждую минуту напоминает о себе, как  звук жука-древоточца, который "в задней ножки стула в дальней комнате".  И теперь не так уж очевидно, что страшнее: котлы и черти или изба с пауками.


Комментариев нет:

Отправить комментарий