вторник, 3 апреля 2012 г.

"Quis contra nos" (Кто против нас?!)

Давайте отложим ненадолго записки неудавшихся гитаристов в сторону и поговорим на этот раз об Италии и её недавней истории. Вообще что такое Италия? С одной стороны - европейская страна, такая же как Венгрия, Польша и все остальные, с другой стороны - огромный культурный и исторический пласт, объект для увлекательного туристического паломничества да и просто набор таких известных для всех символов, вроде Колизея, пиццы, спагетти, Пизанской башни, мафии и много другого. Не говоря уже о том что Италия это просто "модно" и уже достаточно давно - сколько людей по всему свету любят итальянскую культуру, музыку, величайший кинематограф, изысканную кухню или просто итальянский язык, который неофициально считается самым красивым и мелодичным языком мира. Но что такое Италия по-своей сути в контексте историческом? Помню, совсем недавно, российский политик-ветеран Владимир Жириновский, во время своего очередного словесного трипа, устроил Европе "срыв покровов". Мол, что вы думаете Франция это единая страна французов? Нет, это бургундцы, корсиканцы и бретонцы. Думаете Бельгия единая страна? Тоже нет. А Италии так вообще не существует как таковой - это ведь всё разные государства, там Сицилия, а там - Венеция, совсем разные страны и никаких "итальянцев" вообще не существует. Такие вот дела. Можно конечно по разному относится к словам Владимира Вольфовича, но вопрос именно на счёт Италии  весьма интересный, так сказать двоякий. С одной стороны - само слово Italia  по этимологии относится к Древней Греции, где этот термин означал "страна телят" и относился он провинции Калабрия (только лишь "носок" того самого "сапога"). А какой-либо Италии вплоть до Нового времени в общем-то больше и не существовало, ибо характерной формой итальянского средневекового государства являлись города-государства с республиканским строем, могущественные и не очень. Собственно и судьба всех этих территорий была разная, к примеру Генуэзская республика - бывшая часть Священной Римской Империи (которую не стоит связывать с Римом), а Венецианская республика получила независимость от Византии (хотя потом венецианские власти управляли оккупированным в ходе крестового похода Константинополем), ну а Сицилия так вообще - смесь нормандского и мусульманского влияния. А потом еще была эпоха Наполеона, который устанавливал на Апеннинском полуострове свою государственность. В общем, понятно и так - раздробленность была еще какая, и с этой точки зрения Жириновский был прав. Но с другой стороны, на чем основывалось в 18 веке движение Рисорджименто, провозгласившее своей миссией национальное освобождение и ликвидацию территориальной раздробленности? Какую-то непонятную и туманную империю, существующую лишь в головах кучки мыслителей, вроде единого пан -славянского государства? Или объединение сугубо вокруг Рима, как России вокруг Москвы? Или дело всё в том, что сами итальянцы уже давно жили в этом государстве, уже были нацией без страны и объединялись они не вокруг центра или какого-либо правительства, а вокруг своей богатой культуры, вокруг языка, вокруг того что у нас сейчас ассоциируется со "страной телят". Поэтому вовсе не удивительно, что уже к началу века новая Италия была не только единым и целостным государством, но и довольно быстро стала превращаться  в крупнейшую европейскую империю, получив внушительные территории современных Ливии и Сомали. Собственно, с этим всё ясно. Но, как это всегда бывает, по ходу крупных исторических процессов часто остается место своего рода казусам, так например существует и поныне крошечное итальянское государство Сан-Марино, одно из самых маленьких в мире, каким-то чудом сохранившееся с тех самых времен раздробленности и городов-государств и, между тем, это государство на данный момент является самым старым в Европе, если даже не во всем мире. Но речь не о нем, а о другом подобном городе-государстве - Фиуме, ныне носящий название Риека, на примере которого каким-то странным образом всего за пару лет отпечаталась внушительная часть истории современной Италии, точнее сказать - её суть. Хотят пожалуй тут пора немного отклониться от темы и поговорить о городах как о таковых. Города разные бывают, большие и маленькие, богатые и бедные, промышленные, деловые и курортные. Но есть и еще одна отличительная черта некоторых городов, та которая порой существенно выделяет их из общей массы. Это города в которых причудливым образом смешались разные, порой довольно противоположные культуры и это создает какую-то свою, не похожую ни на что атмосферу. К примерам таких мест можно отнести Ворцлав (Бреслау), Харбин, Калининград (Кёнигсберг), Стамбул (Константинополь), т.е. обычно это города в которых жили в разное время разные народы, иногда мирно, а иногда не очень. К подобным примерам относится и бывший итальянский город Фиуме, ныне являющийся хорватской Риекой.


Флаг Республики Фиуме
История эта берет свое начало сразу же после Первой Мировой войны, когда карта мира во многих местах была в очередной раз перекроена, рушились изжившие свой империи и создавались новые республики с президентами и министрами. В то время за Фиуме, принадлежавший ранее повержанной и разрушенной Австро-Венгрии, развернулась настоящая дипломатическая борьба между Италией и Государством Словенцев, Хорватов и Сербов. Но, пока сильные мира сего на Парижской мирной конференции пытались урвать себе куски побольше, на сцену неожиданно вышел итальянский поэт и националист Габриеле д’Аннунцио. 12 сентября 1919 года Габриеле д’Аннунцио возглавил вторжение итальянских националистов, заставив отступить американо-британо-французские оккупационные силы. Д’Аннунцио настаивал на том, чтобы Италия аннексировала Фиуме, однако правительство не пошло на такой шаг... Напротив, Италия под давлением союзников вынуждена была объявить морскую и сухопутную блокаду Фиуме. В годовщину захвата города Д’Аннунцио провозгласил Фиуме независимым государством, утвердил конституцию (проект которой он написал лично, в стихах) и поднял над городом «государственный» флаг с хвастливым девизом «Quis contra nos» (Кто против нас?!).  Пост министра культуры «Республики Красоты», как называл свое государство сам Д’Аннунцио, согласился занять знаменитый дирижер Артуро Тосканини, что конечно же тоже символизировало. Хотя непосредственно соавтором конституции был синдикалист де Амбрис, который и составил основные законы - Д’Аннунцио от себя добавил в документ несколько курьёзных пунктов, в частности, обязательное музыкальное образование, которое провозглашалось фундаментом политического строя государства. В то же самое время, советский поэт Владимир Маяковский откликнулся на эти события сатирическим двустишием:

Фазан красив, ума ни унции —
Фиуме спьяну взял д’Аннунцио.

Габриеле д’Аннунцио
 Но история "республики красоты" продолжалась не долго. Д’Аннунцио не признал Рапалльский договор, по которому Фиуме не входил в состав Италии, а объявлялся вольным городом, и сам объявил Италии войну, однако, после обстрела итальянским флотом 30 декабря 1920 года, вынужден был сдать город. Республика Д’Аннунцио, продержавшаяся почти шестнадцать месяцев перестала существовать. Но, в силу рапалльских соглашений, область Фиуме еще три года формально сохраняла статус «свободного государства». В сентябре 1923 года в городе был спровоцирован мятеж и, под предлогом защиты мирных жителей, высажен итальянский десант. 27 января 1924 года в Риме был подписан итало-югославский так называемый договор "О дружбе" , по которому Фиуме отходил к Италии. Но, это уже совсем другая история. А сам же писатель продолжил свою творческую деятельность в угоду итальянскому фашизму (по крайней мере раннему). Д’Аннунцио приветствовал военные акции режима, прославлял его колониальные захваты (сборники статей и выступлений "Держу тебя, Африка"), хотя в 1921—1922 гг. и пытался создать свой центр политической силы, конкурирующий с фашистским. В 1924 получил титул князя, в 1937 возглавил Королевскую академию наук. Скончался от апоплексического удара 1 марта 1938 года в своем поместье Виттореале на озере Гарда, в Ломбардии. Режим Муссолини устроил ему торжественные похороны, но память о писатели-идеалисте и его республике, как оказалось, вовсе не ограничивается временами Муссолини. В 2006 году первый свой альбом выпускает молодой "ретроавангардный" и "архео-футуристический"  итальянский музыкальный проект IANVA, который был создан как средство, чтобы объединить талантливых итальянских музыкантов вокруг желания творить новую музыку с различимым итальянским оттенком, отдавая тем самым дань уважения итальянской и европейской популярной музыке XX века.


Ianva – Disobbedisco! (2006)

Страна: Италия
Лейбл: Antica Fonografia Il Levriero
Формат: CD
Жанр: neofolk, neoclassical, cabaret noir
Год: 2006
Качество: 320 кб/с


 01  Intro: Colpo Di Maglio
02 La Ballata Dell’Ardito
03  Vittoria Mutilata
04  (XII – IX – MCMXIX) Di Nuovo In Armi!
05  Tango Della Menade
06  Sangue Morlacco
07  Per Non Dormire
08  Traditi
09  Fuoco A Fiume
10  Muri D’Assenzio
11  Outro: Amor Sola Lex
12  O’ Surdato ‘Nnammurato
13  Un Sogno D'Elettra
14  Amsterdam






Концепция дебютного альбома группы Disobbedisco! повествует нам о истории любви итальянского майора Renzi и соблазнительной женщины-шпиона Elettra Stavros, которая разворачивается на фоне того самого Фиумского конфликта. Повествование вращается вокруг Renzi, агента контрразведки оккупационных сил в Fiume. Столкнувшись с вражеским шпионом по имени Elettra, Renzi разрывается между долгом и любовью к той, которая жаждет разрушить его мечты. Драма заканчивается расставанием влюбленных во время осады и обещанием воссоединиться, когда минует кризис. “Muri D’Assenzio” – 10 песня повествует об осаде Fiume итальянскими войсками, последовавшей за отказом сдать город. Известная как «Кровавое Рождество 1920» осада Fiume положила конец утопической мечте итальянских националистов и роману Renzi и Elletra. Двое влюбленных встречаются на руинах города во время последнего штурма: Renzi силой заставляет возлюбленную бежать из города, и говорит слушателю, что возвращается в бой лишь для того, чтобы "получить пулю в лоб от соотечественника". Какой тут можно сделать вывод? Наверное только то что своей истории и своего прошлого не стоит стыдиться, каким бы оно не было, а то что итальянцы даже такие малозначительные вехи истории своей страны преподносят с такой торжественностью заставляет уважать их и всех остальных. Тем более что музыка на этом альбоме и вправду очень качественная и соответствующая такому по-истине "историческому" размаху. Поют тоже на своём.


Комментариев нет:

Отправить комментарий